Тема цифрового суверенитета красной нитью пронизывает современную стратегию развития российской ИТ-отрасли. Новые директивы Правительства форсируют импортозамещение в госкомпаниях, а не только в госорганах. Государство все настойчивее обозначает необходимость избавиться от технологической зависимости и санкционной уязвимости используемых в стране ИТ.
Что в этих условиях делать заказчикам и российским разработчикам, чтобы не спорить, а грести в одной лодке и в одном направлении? Достаточно ли у нас в стране российских продуктов, чтобы решить задачу импортозамещения, по крайней мере, в критических областях и госсекторе? Какие сегменты ПО приоритетны для импортозамещения? Что необходимо предпринять, чтобы российских продуктов не только стало больше, но и их возможности удовлетворяли требованиям российских заказчиков? Как превратить разрозненные российские продукты в интегрированные стеки комплексных решений?
Эти и другие вопросы, связанные с превращением карты российских ИТ в полноценный отраслевой ландшафт, мы обсудим на круглом столе «Импортозамещение нового поколения: разработка и внедрение отечественного ПО в гармонии с заказчиками».
К участию в дискуссии приглашены:
- Массух Илья Иссович, Президент Фонда информационной демократии, директор, Центр компетенции по импортозамещению в сфере ИКТ
- Никитин Дмитрий Сергеевич, заместитель директора департамента развития высоких технологий, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
- Баранов Александр Павлович, заместитель генерального директора, ГНИВЦ ФНС России
- Рубанов Владимир Васильевич, управляющий директор, Росплатформа
- Кравченко Константин Юрьевич, советник генерального директора, НПК «Уралвагонзавод»
- Маслов Юрий Геннадьевич, коммерческий директор, КриптоПро
- Гусев Дмитрий Михайлович, заместитель генерального директора, ИнфоТеКС
- Лашин Ренат Леонидович, исполнительный директор, АРПП «Отечественный софт»
- Макаров Валентин Леонидович, президент, РУССОФТ
- Комлев Николай Васильевич, Ассоциация «АПКИТ»
-
Разговоры о необходимости импортозамещения и обеспечении цифрового суверенитета начались у нас еще до введения антироссийских санкций. Но русская душа требует множества сигналов, побуждающих к действию. Сперва должен гром грянуть, петух клюнуть и т. п. Тогда процесс идет с ускорением. У нас уже появляются новые нормативные документы — в 2018 году список «импортозаместительных» постановлений и приказов сильно пополнился, как и список реальных примеров импортозамещения (включая огромные федеральные системы).
Реестр российского ПО превысил планку в 5 тыс. продуктов. Ассоциации российских разработчиков начали активную работу, чтобы на российских решениях можно было не просто заменять отдельные лоскутки на ИТ-карте организации, а выстраивать собственные полотна в виде наборов совместимых между собой российских продуктов. Это позволяет проводить импортозамещение не только самым умным умельцам и пионерам этого движения среди заказчиков, но и основной массе потребителей, для которых санкционные риски превращаются из мифической теории заговора в ближайшую реальность.
Это и есть импортозамещение нового поколения — целыми стеками, разрабатываемыми совместно с российскими заказчиками и под их требования — от серверной виртуализации и систем хранения данных до операционных систем, СУБД и собственно приложений.
Рубанов Владимир Васильевич
Управляющий директор
-
Как оценить сегодня конкурентоспособность российских программных продуктов внутри страны и за рубежом? Что касается России, то конкурентоспособность отечественного ПО у нас не имеет такого значения, как на других рынках. Простой пример: уже, казалось бы, всем доказали, что мы можем успешно заместить весь стек базового софта. И президент требует такой замены. А дело — ни с места.
За рубежом действует другой фактор — наиболее конкурентоспособные наши продукты вынуждены переходить в чужую юрисдикцию для обхода санкций и преодоления барьеров. Вот и получается, что наиболее успешные на внешнем рынке «новые» российские производители являются де-факто иностранными.
С точки зрения экономики наиболее перспективными для импортозамещения и экспансии на зарубежные рынки являются решения из стека системного ПО, а также ПО для разведки и добычи природных ископаемых (и то, и другое у нас есть). Интересны для импортозамещения решения в области ИБ, к этому подталкивает регулятор. Решения в области ИБ также наиболее интересны для зарубежных (развивающихся) рынков, поскольку отвечают имеющемуся запросу на альтернативные решения, предоставляемые российскими поставщиками по гораздо более дружеской модели (обучение и последняя миля местным производителям вместо черного ящика).
Макаров Валентин Леонидович
Президент
-
Старт системного подхода государства к импортозамещению в ИТ можно отнести к 2015 году, когда федеральным законом было закреплено создание реестра российского ПО, а также вышло постановление Правительства, ограничивающее закупки иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд. Сегодня реестр включает более 5 тыс. продуктов, они представлены во всех классах ПО. Хочу отметить, что в этот процесс включились многие компании, которые уверенно чувствуют себя на конкурентных внутреннем и внешнем рынках. Так что процесс импортозамещения — не способ существования за счет преференций, а еще одна возможность на рынке, которая требует особого внимания, инвестиций, ресурсов.
Почему импортозамещение не всегда идет желаемыми темпами? Этот вопрос обсудим на круглом столе. В первую очередь — это взаимодействие разработчиков программного обеспечения между собой, с заказчиками и с государством. Заказчики вынуждены перестраивать свою инфраструктуру и подбирать необходимые отечественные решения, разработчики — объединять усилия, решать вопросы совместимости и интеграции, государство — совершенствовать нормативную базу и поддерживать всех участников этого процесса. Запрос на решение этих вопросов мы остро чувствуем в Ассоциации и считаем важным их открытое обсуждение. Затронем и вышедшие в декабре директивы по импортозамещению ПО для госкомпаний. Приходите! Будет интересно и, надеюсь, полезно.
Лашин Ренат Леонидович
Исполнительный директор